г. Москва: +7 (495) 137-52-50
г. Тюмень: +7 (3452) 61-97-90
г. Ханты-Мансийск: +7 (3467)  900-007
recall

А.В. ОСИПОВ

Осипов А.В., аспирант кафедры финансового права РПА Минюста России.

В соответствии с законодательством Российской Федерации кредитные организации обязаны осуществлять внутренний финансовый контроль за некоторыми операциями и сделками в целях финансового мониторинга.
В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2007 г.) кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям.
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3418.

Также такая обязанность закреплена в отношении иных сделок. В частности, к этим сделкам отнесено получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Интересно, что в одной статье получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды подпадает под общий термин "операция" и частный случай "сделка". Таким образом, неясно, что должно быть объектом контроля со стороны кредитных организаций - операция по получению или предоставлению имущества по договору лизинга или в целом сделка по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды. Соответственно непонятно, какая сумма подлежит фиксированию - сумма отдельной операции по получению или предоставлению имущества по договору лизинга или общая сумма договора финансовой аренды.
Данная ситуация требовала официального разъяснения со стороны органов государственной власти. В информационном письме от 29 ноября 2002 г. N 2 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" Центральный банк Российской Федерации указал, что контролю подлежит операция по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), а ее суммой является стоимость предмета лизинга.
--------------------------------
Вестник Банка России. 2002. N 72.

В связи с вышесказанным отметим, что стоимость предмета лизинга - понятие, по большей части относящееся к договору купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и продавцом указанного имущества. В договоре финансовой аренды в соответствии с законом обязательной фиксации подлежат лишь порядок, условия и сроки внесения арендной платы. Также, если соглашением предусмотрена возможность выкупа предмета финансовой аренды лизингополучателем, то обычно определяется конечная стоимость амортизируемого имущества.
На практике в большинстве случаев стороны фиксируют в договоре финансовой аренды стоимость предмета лизинга. Но что делать, если такая норма отсутствует? Кредитная организация, контролируя в соответствии с законом только получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды, не вправе требовать информацию относительно договора купли-продажи имущества, передаваемого в аренду, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договоры купли-продажи имущества, передаваемого в аренду, и договор лизинга являются различными сделками. Однако есть и другое мнение относительно природы и формальной объективации лизинговой сделки, в соответствии с которым лизинг является трехсторонним договором, в котором участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель . Этот подход нашел отражение в Конвенции УНИДРУА (Оттавской) о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. , к которой присоединилась и Российская Федерация. Нормы Конвенции в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 7 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ имеют большую юридическую силу, нежели внутреннее законодательство. Но Конвенция предназначена главным образом для регулирования международного финансового лизинга, т.е. такого, в котором одна из сторон этого договора - лизингодатель или лизингополучатель - находится в разных государствах . Международный лизинг имеет место тогда, когда или лизингодатель, или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации . Основываясь на положениях Конвенции, стороны могут заключить трехсторонний договор. И в этом случае осуществить внутренний финансовый контроль для кредитной организации будет проще.
--------------------------------
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1" (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).
------------------------------------------------------------------
Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 142.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 32. Ст. 4040.
Российская газета. 1993. N 237. 25 декабря.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
Часть 1 ст. 3 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.).
Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. Т. 2. С. 193, 196.

Касательно вопроса об общей сумме договора финансовой аренды и отдельных платежей по договору Центральный банк Российской Федерации в информационном письме от 29 февраля 2008 г. N 13 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" подтвердил, что платежи, совершаемые в рамках договора финансовой аренды (лизинга), обязательному контролю в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2007 г.) не подлежат. Также в данном письме Банк России определил, что сопоставление положений подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2007 г.) и ст. 665 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю в рамках исполнения требований указанного Федерального закона подлежат действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга). Центральный банк Российской Федерации отметил, что указанный подход нашел подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 г. N 13570/06 по делу N А40-79527/05-130-657 .
--------------------------------
Вестник Банка России. 2008. N 12.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. N 8.

Интересный документ содержится на интернет-сайте www.Unlease.ru (проект документов о лизинге) в разделе "Федеральные документы" под названием "Федеральная служба по финансовому мониторингу. Информационное сообщение для лизинговых компаний". В нем указывается, что в рамках Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2007 г.) суммой операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), с одной стороны, является стоимость предмета лизинга, а с другой стороны, лизинговые платежи. Обязательному контролю подлежат: с одной - операция по передаче предмета лизинга, с другой стороны - общая сумма лизинговых платежей и лизинговые платежи по договору лизинга, если их размер в денежном выражении равен или превышает 600000 руб. либо равен сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 руб., или превышает ее. Заметим, что, например, в информационно-правовой системе "Гарант" данное информационное сообщение среди других информационных сообщений Росфинмониторинга отсутствует. В любом случае указанный документ не является нормативным правовым актом, поскольку в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. от 7 июля 2006 г.)) нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст. 3895.

Вернемся к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 г. N 13570/06 по делу N А40-79527/05-130-657. В соответствии с материалами дела Федеральной службой по финансовому мониторингу была проведена выездная проверка соблюдения лизинговой компанией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой установлены факты получения обществом 56 лизинговых платежей, сумма каждого из которых превышает 600000 руб., и непредставления в уполномоченный орган сведений по этим операциям. По результатам проверки были составлены акт и протокол об административном правонарушении. На основании данного протокола федеральная служба привлекла лизинговую компанию к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 16 мая 2008 г.) , за непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в виде штрафа в размере 1500 минимальных размеров оплаты труда, что составило 150000 руб. Лизинговая компания обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу о привлечении ее к административной ответственности. Решением Арбитражного суда города Москвы заявленное требование было удовлетворено. Суды апелляционной и кассационной инстанций сделали аналогичный вывод. Однако Федеральная служба по финансовому мониторингу в заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, просила их отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права. Следует отметить, что по материалам дела лизинговая компания направляла сведения о передаче имущества в лизинг в установленные законодательством сроки. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил, что суды первой, кассационной и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, и оставил без изменения их решения.
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ч. I. Ст. 1.

Таким образом, мнения Центрального банка Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации достаточно ясны.
Контроль за исполнением кредитными организациями Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2007 г.) в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего финансового контроля осуществляется Центральным банком Российской Федерации . Кредитные организации должны ориентироваться на акты Банка России. Однако с юридической точки зрения рассмотренные нами информационные письма не являются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации . Также они не являются и официальными разъяснениями Банка России.
--------------------------------
Часть 9 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2007 г.).
См.: Статья 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; ст. 1.5 Положения Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (с изменениями от 24 июня 1998 г.); Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 02-395 // Экспресс-Закон. 1997. N 42.

Таким образом, представляется целесообразным прописать правила внутреннего финансового контроля за получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга), как и некоторые другие правила внутреннего финансового контроля, связанные с финансовым мониторингом, в указании, положении или инструкции Центрального банка Российской Федерации, для того чтобы кредитные организации в правоприменительной практике могли ссылаться на положения этих актов как на нормы права.

"Адвокатская практика", 2008, N 5


Задать вопрос юристу
Более подробную информацию о юридических услугах нашей компании Вы можете получить по телефонам:
  • В г.Тюмени+7(3452) 61-97-90
  • В г.Москве +7(495) 258-07-91
  • В г.Ханты-Мансийске: +7(3467) 900-007
Вы можете задать вопрос непосредственно генеральному директору Юридической фирмы «Правовые консультанты» по email: info@arbitr-hmao.ru

Вы также можете воспользоваться этой формой отправки вопросов, чтобы узнать о стоимости и порядке оказания юридических услуг. Предварительное консультирование проводится бесплатно

Заказать обратный звонок X
*Имя
*Телефон
E-mail
Ваш вопрос