В.К. БЫКОВСКИЙ
Быковский В.К., аспирант Московской государственной юридической академии.
С 1 января 2007 г. в Российской Федерации действует новый Лесной кодекс, с принятием которого началась реформа лесного хозяйства, направленная на решение двух задач: во-первых, развитие рыночных механизмов и привлечение инвестиций в лесное хозяйство, создание условий для устойчивого развития лесопромышленного комплекса; во-вторых, обеспечение сохранения и воспроизводства леса как основного природного богатства страны, имеющего глобальное экологическое значение.
Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет, как указано в Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года , существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
Одобрена распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. N 1305-р) // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4919.
Лесной фонд в России занимает более 1 млрд. га и составляет более 70% территории страны. Запас древесины - около 75 млрд. куб. м, а ежегодная возможность потребления - более 500 млн. куб. м. Однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует ресурсному потенциалу лесов. Доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте не превышает 3% .
--------------------------------
См.: Петрунин В.В. Комментарий Лесного кодекса Российской Федерации по главам // Библиотечка "Российской газеты". 2006. N 48. С. 64.
Организация рационального использования лесов названа в Концепции развития лесного хозяйства стратегически важной задачей.
Лесной кодекс РФ содержит много принципиально важных правил, отражающих изменение государственной политики, которая в настоящее время направлена на устранение административных барьеров в области лесного хозяйства, на привлечение инвестиций и повышение доходов при использовании лесов.
Прежде всего, ЛК РФ в ст. 25 предусматривает более разнообразные по сравнению с ранее действовавшими виды использования лесов: всего их 15 (п. 1 - 15 ч. 1). Кроме того, согласно п. 16 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ могут устанавливаться иные виды использования лесов в зависимости от целевого назначения земель, на которых эти леса располагаются. Для сравнения: в ЛК РФ 1997 г. было всего семь видов использования лесов (ст. 80). Наиболее значимые виды использования лесов ЛК РФ относит к предпринимательской деятельности. Впервые в лесном законодательстве предусмотрено, какие из перечисленных видов использования лесов являются предпринимательской деятельностью. Так, к предпринимательской деятельности относятся: заготовка древесины (ст. 29 ЛК РФ); заготовка живицы (ст. 31 ЛК РФ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ); заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39 ЛК РФ); создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42 ЛК РФ); использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ).
Данные виды предпринимательской деятельности осуществляются на основе договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поэтому значение договора аренды лесного участка резко возрастает.
В соответствии с п. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Тем самым ЛК РФ устанавливает приоритет норм Лесного кодекса в регулировании арендных отношений. Правительством РФ Постановлением от 28 мая 2007 г. N 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка .
--------------------------------
СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2793.
Не имея возможности в рамках одной статьи проанализировать все условия договора аренды лесного участка, рассмотрим лишь некоторые существенные особенности данного договора по сравнению с положениями ГК РФ об аренде.
Вместо ранее действовавшего договорно-разрешительного порядка использования лесов на основе договора и лесорубочного билета, ордера и лесного билета для снятия административных барьеров в ЛК РФ предусмотрен договорный порядок использования лесов путем заключения договора аренды.
Правовой основой осуществления использования лесов, расположенных в границах лесничества, служит новый правовой акт - лесохозяйственный регламент, утверждаемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок деревьев, сроки использования лесов и все другие основные параметры разрешенного использования, а также требования к охране, защите и воспроизводству лесов (ст. 87 ЛК РФ).
В качестве общего правила в ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (п. 1 ст. 74).
Основанием возникновения арендных правоотношений является протокол об аукционе и заключенный в соответствии с протоколом договор аренды. Договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации.
Существенной особенностью рассматриваемого договора является его целевой характер. Виды использования лесов обязательно указываются в заключенном договоре.
Арендодателем выступает соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления. Ограничений по субъектному составу лиц, которые выступают арендаторами, ЛК РФ не устанавливает.
В соответствии с п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" .
--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.
Подлежащий передаче в аренду лесной участок должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка осуществляется путем описания в договоре сведений о лесном участке, в том числе площади, его местоположения и границ, кадастрового номера. Кроме того, к договору прилагается кадастровая карта (план), которая является неотъемлемой частью договора.
Особенностью договора аренды лесного участка является его срочный характер. В отличие от ГК РФ, который допускает заключение договора без определенного срока (п. 2 ст. 610), договор аренды лесного участка заключается на определенный срок, который определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (п. 4 ст. 72 ЛК РФ). Действующий ЛК РФ устанавливает минимальный и максимальный сроки заключения договора аренды по использованию лесов, заключенного в предпринимательских целях, - от 10 до 49 лет.
ГК РФ допускает признание договора аренды заключенным при отсутствии в нем условия о сроке (п. 2 ст. 610) и арендной плате (п. 1 ст. 614), поэтому, по сути, единственным существенным условием договора аренды является его предмет. Однако круг существенных условий договора аренды лесного участка существенно шире, хотя они в отличие от ранее действовавшего ЛК РФ 1997 г. предусмотрены не в ЛК РФ, а в Правилах подготовки и заключения договора аренды лесного участка. К ним отнесены: 1) подробные сведения о лесном участке; 2) срок договора; 3) виды использования лесов; 4) размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; 5) объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.
В отличие от других видов арендованного имущества арендная плата по договору аренды лесного участка устанавливается только в денежной форме. Основные правила об арендной плате устанавливаются ст. 73 ЛК РФ, которая предусматривает различный порядок определения размера арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов и без их изъятия. В обоих случаях в основу определения арендной платы положен ее минимальный размер. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке. При использовании же лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Ставки платы, с учетом которых определяется арендная плата, устанавливаются соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на лесные участки. Так, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесных участков, находящихся в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 .
--------------------------------
СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2787.
Важным вопросом является вопрос о возможности передачи арендованных лесных участков в субаренду. ЛК РФ 1997 г. запрещал субаренду участков лесного фонда. Действующий ЛК РФ не регулирует данный вопрос, поэтому на отношения по субаренде распространяют свое действие правила ГК РФ, в соответствии с которыми передача арендованного имущества в субаренду допускается только с согласия арендодателя.
В литературе отмечается, что подобные распорядительные полномочия арендатора, с одной стороны, соответствуют поставленной законодателем задаче либерализации лесопользования, а с другой - их реализация может способствовать "массовой скупке высокоплатежеспособными хозяйствующими субъектами прав аренды и передаче их другим структурам по своему усмотрению, что может вызвать негативные последствия как социального, так и экологического свойства" .
--------------------------------
Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 1. С. 6.
Передача лесного участка в субаренду существенно затрагивает интересы арендодателя, может ухудшить условия использования лесных участков, поэтому с целью обеспечения интересов арендодателя в законодательном порядке необходимо, на наш взгляд, предусмотреть правила о том, что при передаче лесного участка в субаренду запрещается изменять предусмотренные в договоре аренды вид использования лесов и объемы изъятия лесных ресурсов.
Следует отметить, что в соответствии с действующим ЛК РФ круг обязанностей арендаторов лесных участков увеличился. Арендаторы обязаны ежегодно в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы (ст. 88, 89 ЛК РФ), представлять в установленном порядке лесную декларацию, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ).
Действующий ЛК РФ возлагает обязанность по противопожарному обустройству лесов (в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения и др.), созданию систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности на арендатора (ст. 53 ЛК РФ).
Кроме того, арендаторы обязаны осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (подп. 4 п. 1 ст. 55 ЛК РФ).
Арендаторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность по заготовке древесины, осуществляют также лесовосстановительные мероприятия. ЛК РФ данные обязанности и бремя затрат возлагает на арендаторов, осуществляющих один из основных видов предпринимательской деятельности по использованию лесов - заготовку древесины. Арендаторы, осуществляющие другие виды деятельности, такой обязанности не несут.
Указанные обязанности имеют публично-правовой характер, однако конкретизация порядка и срока исполнения данных обязанностей осуществляется посредством внесения соответствующих условий в заключаемые договоры.
Таким образом, рассмотренные условия договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, свидетельствуют о существенных особенностях данного договора, сочетающего в себе частноправовые и публично-правовые элементы, что позволяет рассматривать его в качестве отдельного вида договора аренды.
Возросшее значение этого договора обусловливает необходимость сформулировать определение данного договора в ЛК РФ, в котором необходимо отразить специальные признаки данного договора: "...по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель обязуется предоставить арендатору лесной участок за плату во временное владение и пользование для осуществления одного или нескольких видов использования лесов, а арендатор обязуется уплачивать арендную плату, использовать лесной участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенными видами использования лесов и соблюдать установленные законодательством требования". Существенные условия договора аренды лесного участка следует предусмотреть в ЛК РФ, а не в подзаконном нормативном акте.
"Предпринимательское право", 2008, N 2