г. Москва: +7 (495) 137-52-50
г. Тюмень: +7 (3452) 61-97-90
г. Ханты-Мансийск: +7 (3467)  900-007
recall

С.В. ТЕРЕШКОВИЧ

С.В. Терешкович, майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с подп. "е" п. 12 и подп. "г" п. 14 Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 100 (далее - Положение о юридической службе), на старших юрисконсультов, помощников командиров по правовой работе возлагается правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, осуществляемой в соответствующем органе военного управления (далее - ОВУ), воинской части.
Под договорной работой, осуществляемой военными организациями , понимается неотъемлемая составная часть хозяйственной деятельности военных организаций, осуществляемой полномочными должностными лицами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами в целях покрытия не обеспеченных централизованным снабжением из вышестоящих довольствующих органов потребностей военных организаций в материальных и денежных средствах.
--------------------------------
Под военными организациями здесь и далее понимаются воинские части, учреждения, военно - учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации.

Условно можно выделить шесть этапов договорной работы, некоторые из них в зависимости от конкретных условий могут быть факультативными:
1. Подбор контрагентов.
2. Согласование проекта договора, урегулирование разногласий.
3. Заключение договора.
4. Исполнение договора.
5. Изменение, расторжение договора.
6. Разрешение возникающих споров - претензионная и исковая работа .
--------------------------------
По мнению автора, претензионная и исковая работа является факультативным этапом договорной работы, который осуществляется в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) сторонами взятых на себя обязательств.

Необходимо отметить, что в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации нет нормативного правового акта, подробно регламентирующего порядок осуществления договорной работы военными организациями и устанавливающего обязанности должностных лиц по осуществлению этой работы. Действующее Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве (далее - Положение), введенное в действие приказом Министра обороны 1977 г. N 105, содержит крайне недостаточное количество норм (ст. ст. 359 - 368 Положения), регламентирующих указанные вопросы, что в известной степени объясняется тем обстоятельством, что Положение разрабатывалось в эпоху, когда практически все потребности военных организаций покрывались за счет централизованного снабжения. Так, ни в Положении, ни в других нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации не установлена обязанность должностных лиц военной организации представлять проект договора (разработанного в военной организации или полученного от контрагента) на предварительную проверку на соответствие действующему законодательству юрисконсульту (помощнику командира по правовой работе). В ст. 362 Положения говорится об обязательной предварительной проверке проекта договора (соглашения) лишь начальником финансовой службы воинской части (соединения) в отношении соответствия его действующему законодательству, установленным ценам и обеспеченности денежными средствами. В настоящее время, когда гражданское законодательство России изменилось коренным образом и процесс его совершенствования еще не завершен, начальник финансовой службы не может дать командиру (начальнику) полной гарантии того, что представляемый на подпись проект договора (соглашения) соответствует действующему законодательству. Подобное заключение может дать лишь специалист - юрисконсульт (помощник командира по правовой работе). При отсутствии в нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации норм, устанавливающих указанную обязанность должностных лиц военных организаций, необходимо, чтобы она была закреплена в нормативных правовых актах конкретной военной организации: Положении о помощнике командира по правовой работе (Положении о юрисконсульте) и Положении о порядке ведения договорной работы .
--------------------------------
См. рекомендации по составлению указанного документа, изложенные в учебном пособии "Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации" (М.: Воен. ун-т, 1995. С. 115 - 116) и статье Дриго С.Ю. "Положения о договорных отношениях: обсуждение продолжается" (Юрист. 1999. N 7. С. 7 - 8).

Согласование проекта договора - один из основных этапов участия юрисконсульта в осуществлении военной организацией договорной работы. В соответствии с п. 19 Положения о юридической службе должностные лица юридической службы несут ответственность за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых ими проектов документов, в том числе и проектов договоров. В случае несоответствия действующему законодательству Российской Федерации, приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, других должностных лиц представленных на подпись проектов договоров должностные лица юридической службы, не визируя эти проекты, дают соответствующие разъяснения или заключения с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. При отсутствии возражений юрисконсульт визирует экземпляр проекта договора, остающегося в военной организации. Виза проставляется на оборотной стороне последнего листа проекта договора (на отдельном листе согласования) и включает: дату, подпись с указанием должности, воинского звания и фамилии. Без визы юрисконсульта договоры и соглашения начальником военной организации на подпись приниматься не должны.
На какие вопросы необходимо обратить внимание юрисконсульту при согласовании проекта договора?
1. Имеет ли воинская часть право заключать договор данного вида.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права военных организаций по распоряжению имуществом, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, ограничены законом (гл. 19 ГК РФ) и иными правовыми актами. Так, при сдаче в аренду зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений в жилых домах, отнесенных к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, арендодателем от имени собственника выступает Министерство государственного имущества России, а воинская часть, на балансе которой находится недвижимое имущество, сдаваемое в аренду, выступает как балансодержатель . Другой характерный пример - установленный порядок реализации высвобождаемого недвижимого и движимого военного имущества. При наличии в воинской части недвижимого имущества, подлежащего высвобождению, его реализация должна осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 623 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165) утвержден Порядок высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает Министерство государственного имущества Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Реализацию высвобождаемого недвижимого военного имущества осуществляет Российский фонд федерального имущества, а также на основании заключенных с ним агентских договоров - Государственное унитарное предприятие по реализации военного имущества и Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации. Высвобождение и реализация движимого военного имущества осуществляются в соответствии с Правилами высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165. Решения о высвобождении и реализации движимого военного имущества принимают Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Организации, через которые будет осуществляться реализация высвобождаемого движимого военного имущества (далее в настоящем абзаце - организации), определяются на конкурсной основе. Договоры на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества с организациями, выигравшими конкурс, заключают не военные организации, на балансе которых находится это имущество, а уполномоченный Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, орган военного управления.
--------------------------------
См. директиву Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N Д-23 (с последующими изменениями) и директиву заместителя Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N ДЗ-15 (с последующими изменениями).
Перечень высвобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165.

Особое внимание юрисконсульт должен уделить согласованию проектов договоров на осуществление военными организациями платных услуг юридическим и физическим лицам. Ранее перечень и порядок оказания военными организациями платных услуг был определен Приказом Министра обороны 1988 г. N 402. В настоящее время подобного ведомственного нормативного документа нет . Военные организации как юридические лица существуют в одной из трех организационно - правовых форм: государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, федеральное казенное предприятие и государственное учреждение . В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организ  аций и унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Права юридического лица на осуществление платной деятельности должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Другой вопрос, что многие военные организации, хотя и обладают признаками юридического лица, не имеют установленных ГК РФ (ст. 52) учредительных документов, что вызывает большие трудности при реализации их прав на практике. Военные организации, обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения, в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ распоряжаются движимым имуществом, в том числе для осуществления платной деятельности, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Военные организации, обладающие имуществом на праве оперативного управления, могут использовать это имущество для осуществления платной деятельности в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (в соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации выступают уполномоченные органы государственной власти) и назначением имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Так, в соответствии с п. 38 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 650) высшее военно - учебное заведение может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти и уставом высшего военно - учебного заведения. Постановлением Правительства Российской Федерации 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" и Указом Президента Российской Федерации 1997 г. N 1063 "О Министерстве государственного имущества Российской Федерации" Мингосимуществу России делегированы полномочия по контролю за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности государственного имущества, закрепленного за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, если право военных организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления (недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения), осуществлять платную деятельность с использованием этого имущества не закреплено в актах законодательства Российской Федерации, учредительных документах, такая деятельность может осуществляться военными организациями лишь после получения согласия Мингосимущества России или в установленных случаях его территориальных подразделений . Кроме того, юрисконсульту следует обратить внимание на то, какими силами будет осуществляться платная деятельность, учитывая требование п. 8 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации . Следовательно, если платная деятельность будет осуществляться военнослужащими, юрисконсульт должен проверить, на основании какого нормативного правового акта Российской Федерации они привлекаются к этой деятельности.
--------------------------------
По мнению автора, такой документ должен быть подготовлен и издан на уровне постановления Правительства Российской Федерации как нормативного акта органа государственной власти, осуществляющего управление федеральным имуществом (подп. "г" п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации). Министерство обороны Российской Федерации не обладает правами собственника федерального имущества и не может, если ему не делегированы полномочия Правительством Российской Федерации, определять перечень и порядок осуществления военными организациями платной деятельности с использованием закрепленного за ними имущества.
См.: Терешкович С.В. Субсидиарная ответственность Министерства обороны Российской Федерации по обязательствам подведомственных воинских частей, предприятий и учреждений // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 10. С. 49.
Так, в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации 1994 г. N 96 федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения владеют государственным имуществом на праве оперативного управления и вправе распоряжаться этим имуществом только с согласия Мингосимущества России.
См. распоряжение Мингосимущества России от 29 октября 1997 г. N 36-р.
См. также директиву Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N Д-20 "Об усилении контроля за оказанием платных услуг при строительстве дач, гаражей, садовых построек, ремонте квартир".

2. Согласован ли проект договора с заинтересованными службами и должностными лицами.
Юрисконсульт проверяет проект договора на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, после того как он прошел согласование и завизирован всеми другими заинтересованными службами и должностными лицами. Указанное положение объясняется тем обстоятельством, что юрисконсульт не знает (и не обязан знать) специфики заказываемой продукции, технологии производства (оказания услуг), наличия денежных средств для расчетов с контрагентом по договору, структуры и модели цены, экономической целесообразности заключения договора и т.п. Заключение по подобным вопросам должны дать соответствующие специалисты военной организации.
3. Проверить в соответствующих случаях результаты торгов (конкурсов).
В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Путем проведения торгов (конкурсов) воинская часть вправе заключить любой договор. Преимущество такого способа заключения договора несомненно - воинская часть выбирает в качестве контрагента по договору лицо, которое предложило наиболее благоприятные для воинской части условия. В то же время необходимо обратить внимание, что законодательством установлены случаи, когда другая сторона по договору в обязательном порядке должна быть определена по итогам торгов (конкурсов). Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Закон) государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации . Без проведения торгов (конкурсов) могут заключаться договоры на закупку лишь ограниченных видов продукции (товаров, работ и услуг) согласно перечню, установленному п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 . Под конкурсом понимается способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд (ст. 2 Закона). Торги (конкурсы) в Вооруженных Силах Российской Федерации проводятся заказывающими управлениями Министерства обороны Российской Федерации, которым Министерством обороны Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти делегированы функции государственного заказчика, в соответствии с Законом, иными актами федерального законодательства , ежегодными директивами Министра обороны Российской Федерации и Временным положением о проведении торгов (конкурса) по размещению заказов на разработку и поставку для Вооруженных Сил Российской Федерации вооружения и военной техники, продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и выполнение работ по утилизации (далее - Положение). Для проведения торгов (конкурса) заказывающие управления Министерства обороны Российской Федерации создают конкурсную комиссию, которая и определяет победителя торгов (конкурса). Конкурсная комиссия объявляет победителем конкурса участника, заявка которого отвечает требованиям конкурсной документации и является наиболее выгодной для заказчика с учетом цены продукции и факторов, связанных с ценой. Юрисконсульт заказывающего управления должен запросить и проверить Протокол заседания конкурсной комиссии и сравнить указанные в нем данные поставщика (исполнителя) с приведенными в проекте государственного контракта. В случае если отсутствуют претенденты на участие в конкурсе по размещению заказа на производство продукции, производимой по государственному оборонному заказу, или по результатам проведения указанного конкурса не определен головной исполнитель (исполнитель), такая продукция закупается без проведения конкурсов (абз. 8 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации 1997 г. N 1222). Указанные обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, представляемыми юрисконсульту вместе с проектом договора.
--------------------------------
Ранее аналогичная норма содержалась в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сохранению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее - Указ). С вступлением в силу Закона Указ прекратил свое действие (п. 7 Указа).
Необходимо обратить внимание, что в связи с прекращением действия Указа не подлежит применению п. 25 Временного положения о проведении торгов (конкурса) по размещению заказов на разработку и поставку для Вооруженных Сил Российской Федерации вооружения и военной техники, продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и выполнение работ по утилизации, устанавливающий случаи, когда заказчик вправе размещать заказы у единственного головного исполнителя (исполнителя) по согласованию с Минэкономики России, так как указанный пункт дублирует п. 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденных Указом.
В частности, см. действующее в части, не противоречащей Закону: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 628 "Об утверждении Порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей".
Утверждено первым заместителем Министра обороны Российской Федерации 20 августа 1997 г.; применяется в части, не противоречащей Закону.

В соответствии со ст. 529 ГК РФ, если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Юрисконсульт воинской части, выступающей в качестве покупателя, проверяет соответствие данных поставщика, указанных в извещении, полученном от государственного заказчика, данным, указанным в присланном поставщиком проекте договора поставки товаров для государственных нужд.
4. Преамбула.
Обычно в преамбуле указывается:
- название договора с указанием на его вид (например, "Договор поставки"), номер договора;
- дата и место заключения договора ;
- стороны, заключающие договор.
--------------------------------
Подробнее об обстоятельствах, связанных с указанием даты и места заключения договора см.: Тихонравова В.В. Правильное оформление договора - гарантия его выполнения (практические рекомендации) // Законодательство. 1998. N 4. С. 21 - 22. Кроме того, из практики автора хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Бывают ситуации, когда контрагент военной организации начинает выполнять работы до того как сторонами были согласованы существенные условия договора (в предложении заключить договор существенные условия не были указаны и, следовательно, такое предложение не являлось офертой (п. 1 ст. 438 ГК)). Позднее военная организация подписывает с этим контрагентом договор, который вступает в силу с момента его подписания, так как именно в этот момент стороны, в требуемой в подлежащих случаях форме достигли соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 425, п. 1 ст. 432 ГК). При подобных обстоятельствах необходимо, чтобы в тексте договора была оговорка, в соответствии с которой стороны устанавливают, что условия договора применяются к их отношениям, возникшим с момента, когда контрагент приступил к выполнению работ (п. 2 ст. 425 ГК).

Остановимся подробнее на ряде обстоятельств, на которые следует обратить внимание юрисконсульту при проверке преамбулы.
Название юридического лица дается в полном виде (организационно - правовая форма, наименование). Военная организация указывает свое действительное несекретное или условное наименование.
От лица военных организаций, зарегистрированных в установленном порядке как юридические лица, договоры заключают их органы, действующие в соответствии с учредительными документами. От лица не прошедшей государственную регистрацию военной организации договор заключает ее начальник, действующий на основании прав по должности (ст. 362 Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве, введенном в действие Приказом Министра обороны 1977 г. N 105, ст. 90 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) и приказа, которым он назначен на должность . Другие должностные лица военной организации могут заключать договоры от имени военной организации только на основании надлежащим образом оформленной доверенности.
--------------------------------
Следует отметить, что ряд военных организаций и соответственно их начальники действуют на основании Положений об этих организациях, утвержденных указами Президента Российской Федерации, иными правовыми актами. Так, Главное оперативное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации действует на основании Положения, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 85.

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность должна быть подписана начальником военной организации и скреплена печатью военной организации. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК).
До сих пор еще нередки случаи, когда хозяйственные договоры от своего имени заключают воинские части, ОВУ, не отвечающие признакам, указанным в п. 1 ст. 48 ГК (например, не имеющие своего расчетного счета. При этом в договоре обычно указывается счет вышестоящего ОВУ). Подобные воинские части, ОВУ не могут быть признаны юридическими лицами. В случае передачи спора между сторонами по договору на рассмотрение в арбитражный суд, арбитражный суд в соответствии с п. 1 ст. 85 и п. 1 ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) прекращает производство по делу, так как спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Но в этом случае контрагент имеет право обратиться с аналогичным иском к вышестоящему ОВУ, обладающему признаками юридического лица. При этом арбитражный суд, как правило, признает воинскую часть филиалом (представительством) такого ОВУ. При доказанности контрагентом, что ОВУ совершил действия, явно свидетельствующие об одобрении им совершенной воинской частью сделки (например, были частично оплачены выполненные работы, товары, услуги), арбитражный суд признает, что воинская часть заключила договор от имени и в интересах ОВУ и соответственно ОВУ несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору. Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 14 апреля 1998 г. N 7801/97 указывается, что между АОЗТ "Линкаа" (подрядчик) и отдельным военно - строительном участком N 197 (ОВСУ N 197, заказчик) были заключены договоры подряда на выполнение общестроительных работ по сооружению домов. Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к ОВСУ N 197 и вышестоящему органу - Московскому военно - строительному управлению Федеральной пограничной службы Российской Федерации (МВСУ ФПС РФ) о взыскании основного долга за выполненные работы, а также штрафа и пеней за просрочку платежей. МВСУ ФПС РФ предъявило подрядчику встречный иск о применении последствий недействительности ничтожных сделок. Подтверждая факт выполнения подрядных работ по указанным договорам, МВСУ ФПС РФ считало их ничтожными сделками в связи с тем, что со стороны заказчика они заключались ОВСУ N 197, который не имел прав юридического лица, а тексты договора не отвечали требованиям законодательства. Опровергнув указанные доводы, судебные инстанции правомерно сослались на то, что МВСУ ФПС РФ, как вышестоящая по отношению к ОВСУ N 197 организация, своими действиями в последующем одобрило подписанные участком договоры подряда. В материалах дела имеются доказательства того, что именно МВСУ ФПС РФ оплатило основную часть выполненных подрядчиком работ, принимало участие в роли заказчика в составлении актов сверки расчетов с подрядчиком. При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали МВСУ ФПС РФ в удовлетворении встречного иска . Чтобы не допустить подобных ситуаций вышестоящий ОВУ должен выдать командирам непосредственно подчиненных воинских частей, не обладающих признаками юридического лица, доверенность на заключение от имени ОВУ тех или иных договоров (п. 3 ст. 55 ГК). Юрисконсульту следует обратить особое внимание на такие моменты при проверке проекта договора, заключаемого с другой военной организацией.
--------------------------------
Вестник ВАС РФ. 1998. N 7. С. 41 - 43.

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК от имени юридического лица - контрагента военной организации договор заключает его орган, действующий в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Иные представители юридического лица заключают договор от имени этого юридического лица на основании доверенности, выданной за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК). Юрисконсульт обязан проверить полномочия лица, заключающего от имени контрагента договор с военной организацией. Для этого необходимо изучить учредительные и иные документы, представленные контрагентом (если последние не были представлены - запросить их): устав, учредительный договор, общее положение о некоммерческих организациях данного вида, доверенность (обратив внимание на содержание, срок, подпись, печать). В соответствии со ст. 183 ГК при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку. Доказательство одобрения сделки юридическим лицом при возникновении спора в арбитражном суде должны будут доказать представители военной организации (ст. 53 АПК РФ).
Даже если договор заключается руководителем юридического лица, юрисконсульт обязан проверить его полномочия. В соответствии со ст. 174 ГК, если полномочия на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях. Арбитражная практика свидетельствует о том, что ссылка в договоре на учредительный документ предполагает обязанность другой стороны ознакомиться с ним, что соответствует приведенному условию ст. 174 ГК: "знала или заведомо должна была знать" . Так, президиум ВАС РФ в Постановлении от 11 декабря 1996 г. N 2506/96 отмечает, что в преамбуле кредитного договора указано, что генеральный директор действовал на основании устава АОЗТ, что предполагает ознакомление кредитора с данным документом. Согласно устава АОЗТ решение вопроса о заключении кредитного договора относится к компетенции правления, причем при наличии единогласного решения всех членов правления. На заключение кредитного договора генеральный директор согласия правления не получил, последующего одобрения данной сделки не было. Таким образом, при заключении кредитного договора генеральный директор АОЗТ превысил свои полномочия, а банк - кредитор знал или заведомо должен был знать об ограничениях полномочий органа АОЗТ. Совокупность этих обстоятельств в соответствии со ст. 174 ГК служит основанием для признания сделки недействительной .
--------------------------------
См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 14 мая 1998 г. N 9 "О некоторых вопросах применения ст. 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок".
Вестник ВАС РФ. 1997. N 3. С. 59.

Руководители филиала или представительства юридического лица в соответствии с п. 3 ст. 55 ГК действуют на основании доверенности юридического лица их создавшего. В п. 20 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 подчеркивается, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала. Руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 ГК. Договор, заключенный филиалом или представительством, считается заключенным от имени юридического лица, которое и несет ответственность в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) взятых на себя обязательств по договору. Необходимо, чтобы в преамбуле было указано, что договор заключается именно от имени юридического лица. Например: "...и ЗАО "Нерпь", далее именуемое "Исполнитель", в лице начальника филиала ..., действующего на основании доверенности N... от ...". Арбитражные суды при разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, выясняют, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в Положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, считаются совершенными от имени юридического лица.
Если договор с военной организацией заключает юридическое лицо, действующее на основании договора поручения от имени другого юридического лица, в тексте преамбулы в соответствии с п. 1 ст. 971 ГК должно быть отмечено: "...и ЗАО "Нерпь", действующее от имени и за счет ЗАО "Заря" (договор поручения N... от...)". Приведу пример. Юрисконсульту военной организации принесли на согласование проект договора купли - продажи прав на квартиры в строящемся жилом доме. Стороной по договору выступало ООО без упоминания другого юридического лица. В то же время земельный участок под строительство у мэрии арендовало ЗАО. Оно же осуществляло строительство дома. Следовательно, именно ЗАО обладало правами на квартиры в этом доме. После запроса дополнительных данных выяснилось, что ООО связано с ЗАО договором поручения, в соответствии с которым аккумулирует денежные средства для строительства дома. Если в договоре не указать лицо, реально обладающее правами на недвижимость, продукцию и т.п., в дальнейшем у военной организации могут возникнуть проблемы.
Содержание договора составляют его условия, в которых закрепляются взаимные права и обязанности сторон. Перед проверкой условий договора юрисконсульт должен еще раз обратиться к действующему законодательству, регулирующему договор данного вида. Если военная организация заключает смешанный договор (содержит элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами) - соответственно к правилам о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК). В случае, когда договор не предусмотрен законом ("непоименованный" договор), его условия в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК следует определять на основе норм, регулирующим сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами . Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК). Указанное положение отнюдь не означает, что императивные нормы должны быть перенесены непосредственно в текст договора: они могут быть в тексте закона, иного правового акта и в тексте договора или только в тексте закона, иного правового акта. Законодатель предполагает, что субъекты правоотношений должны знать и обязаны соблюдать законы и иные правовые акты (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Внимание юрисконсульта должно быть направлено на то, чтобы условия договора не противоречили императивным нормам, так как в соответствии со ст. 168 ГК сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Не менее пристального внимания требуют условия договора, предусмотренные диспозитивными нормами. Понятие диспозитивной нормы дается в абзаце втором п. 4 ст. 421 ГК. Под ней понимается норма, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. В случаях, когда условие договора предусмотрено диспозитивной нормой, стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения (должно быть отражено в тексте договора) условие договора определяется диспозитивной нормой, которая в таком случае становится для сторон императивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующее условие должно определяться обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. При этом под обычаями делового оборота понимаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК) .
--------------------------------
Подробнее о иерархии правовых норм, требующих учета при формировании условий договора, см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Изд-во "Статут", 1997. С. 25 - 115. Вахнин И.Г. Учет соотношения частного и публичного порядка регулирования при определении условий договора // Хозяйство и право. 1998. N 11. С. 99 - 104.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное).
------------------------------------------------------------------
Подробнее о роли обычаев делового оборота в договорной работе см.: Вахнин И.Г. Особенности формирования обычаев делового оборота в договорной работе // Законодательство. 1999. N 5. С. 35 - 38.

Существенную роль при формировании условий договора играют примерные условия в форме примерного договора или иного документа, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати (п. 1 ст. 427 ГК). В большинстве случаев разработанные для договоров соответствующего типа и опубликованные в печати примерные условия носят рекомендательный характер. Характерным примером является Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, согласованное Министерствами экономики и финансов Российской Федерации 27 мая 1992 г. К Руководству приложен в качестве методической разработки "Договор подряда (контракта) на строительство" с набором приложений к нему. Стороны могут использовать подобную рекомендательную форму договора, изменяя и дополняя условия и структуру по своему усмотрению. Если стороны в договоре предусматривают, что его отдельные условия определяются примерными условиями, соответствующими требованиям п. 1 ст. 427 ГК, подобные примерные условия считаются согласованными сторонами и становятся обязательными для них. В случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям, установленным статьей 5 и пунктом 5 статьи 421 ГК (п. 2 ст. 427 ГК).
Иногда к примерным условиям ошибочно относят типовые договора, утвержденные полномочным государственным органом. Условия такого типового договора являются обязательными для сторон, если в акте об его утверждении не предусмотрено иное. Указанный вывод подтверждается статьей 168 ГК, в соответствии с которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Характерный пример типового договора - Договор на сдачу Мингосимуществом России в аренду зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений, являющихся федеральной собственностью, утвержденный распоряжением Мингосимущества России.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В цивилистической литературе утвердилось мнение, что существенными являются условия, необходимые и достаточные для того, чтобы договор считался заключенным и тем самым способным породить права и обязанности у его сторон .
--------------------------------
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Изд-во "Статут", 1997. С. 238.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное).
------------------------------------------------------------------

Из абзаца 2 п. 1 ст. 432 ГК следует, что существенными признаются условия:
а) о предмете договора;
б) которые названы в законе или иных правовых актах как существенные;
в) которые названы в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида;
г) все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Под предметом договора понимаются действия (или бездействие), которые должна совершить обязанная сторона (или соответственно воздержаться от их совершения) . Например, предметом договора подряда являются действия подрядчика по выполнению определенной заданием работы и сдаче его результата заказчику и соответственно действия заказчика по принятию результата работы и оплате его (п. 1 ст. 702 ГК). Условие о предмете договора для "поименованных" договоров (предусмотренных законом) формулируется в соответствии с нормой закона. В ряде случаев законодатель устанавливает императивные требования к предмету договора, без определения которых в тексте договора он считается незаключенным. Так, в ст. 554 ГК содержится императивная норма о сведениях, которые должны быть указаны в предмете договора купли - продажи недвижимости: "данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества". При отсутствии таких данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
--------------------------------
Витрянский В.В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. 1998. N 7. С. 7.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Поэтому, если в Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия (ст. 17 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями), указана деятельность, которую обязан осуществить контрагент или военная организация в соответствии с предметом договора, юрисконсульт обязан проверить как наличие лицензии, так и срок ее действия.
При проверке проекта договора купли - продажи и его разновидностей необходимо убедиться в правомочии продавца по передаче в собственность покупателя вещи (товара), не обладают ли третьи лица правами на вещи (товары), указанные в предмете договора. Особенного внимания требует проверка проектов договоров купли - продажи недвижимости. В соответствии со ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, продать недвижимость (передать ее в собственность покупателя) может лишь лицо, имеющее свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимость. Если же нет свидетельства о государственной регистрации объекта недвижимости, в предмете договора должно формулироваться условие о купле - продаже права на объект недвижимости (как завершенный строительством, так и не завершенный строительством (будущее право)). В подобных случаях юрисконсульт не только должен помочь разработчикам проекта договора правильно сформулировать его предмет, но и проверить права продавца: документ, подтверждающий право на земельный участок под зданием (сооружением), договор, в соответствии с которым ведется строительство здания (договор подряда на строительство, договор на долевое участие в строительстве, инвестиционный контракт), составленный представителями военной организации акт строительной готовности здания и др.
Неотъемлемой частью предмета договора является объект договора, который многие цивилисты отождествляют собственно с предметом договора. В качестве объекта договора ГК называет: "вещь (товар)" (п. 1 ст. 454 ГК), "имущество" (п. 1 ст. 583 ГК), "недвижимое имущество" (п. 1 ст. 549 ГК), "услуга" (п. 1 ст. 779 ГК), "деньги или другие вещи, определенными родовыми признаками" (п. 1 ст. 807 ГК), результат определенной работы (п. 1 ст. 702 ГК) и др. Объект является целью, для достижения которой и заключается договор. Относительно некоторых видов договоров законодатель устанавливает императивные требования к условию об объекте. Так, в соответствии с п. 3 ст. 455 ГК условие договора купли - продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. В любом случае условие об объекте должно быть сформулировано в договоре как можно более подробно, не допускать двойного толкования. Характерный пример о важности правильного и подробного формулирования указанного условия приведен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 июня 1997 г. N 1063/97. Предприятие (заказчик) и КЭУ ДВО (дольщик) заключили договор о долевом участии в жилищном строительстве на 1994 год. По договору дольщик обязался перечислить заказчику 551,4 млн. рублей до 01.02.1994. Договор предусматривал, что при перечислении средств до 01.02.1994 стоимость квартир является окончательной. Заказчик по договору обязался предоставить дольщику в течение 1994 года 10 квартир общей площадью 919 кв. м, в том числе 3 двухкомнатные, 5 трехкомнатных, 2 четырехкомнатные. КЭУ ДВО свои договорные обязательства выполнило полностью и в установленные сроки. Предприятие выделило 10 квартир общей площадью 685 кв. м. Решением, вынесенным по иску КЭУ ДВО, арбитражный суд обязал предприятие передать КЭУ дополнительно 234 кв. м общей площади. Постановлением апелляционной инстанции решение было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с исполнением ответчиком обязательств по договору в полном объеме. Президиум ВАС РФ признал постановление апелляционной инстанции обоснованным, указав, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют, что сторонами достигнуто соглашение о передаче предприятию денежных средств для долевого участия в строительстве 5 квартир в жилом доме по улице Ф. и пяти квартир в жилом доме по улице Б. В домах данной серии в соответствии с имеющейся документацией не были предусмотрены квартиры, общая площадь которых составила бы 919 кв. м, как указано в договоре. Доказательств строительства домов другой серии не имеется. Учитывая изложенное, суд обоснованно указал на наличие противоречий в договоре, которые касаются его предмета. Поэтому в соответствии со статьей 431 ГК суд вследствие неясности буквального значения условия договора о предмете установил его путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом и принял во внимание представленные документы. В результате суд признал, что в спорном договоре указывалась расчетная площадь жилья, а обязательство ответчика состояло в передаче всего 10 квартир (двух-, трех-, четырехкомнатных) различной площади в домах по указанным выше адресам. Это обязательство ответчиком исполнено. Кроме того, КЭУ не доказало, что его инвестиционные затраты соответствуют стоимости 919 кв. м общей площади в построенных домах .
--------------------------------
Вестник ВАС РФ. 1997. N 9. С. 36 - 37.


/"Право в Вооруженных Силах", N 3, 2000/

Условия, названные в ГК, иных законах и других правовых актах как существенные, должны быть обязательно согласованы сторонами. В противном случае договор будет считаться незаключенным. Так, в соответствии со ст. 12 Порядка подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 1995 г. N 594) государственный контракт считается заключенным, когда сторонами достигнуты соглашения по следующим его основным условиям: предмет государственного контракта (параметры конечной продукции, наименование, номенклатура, ассортимент), количество, качество (экономические, экологические и прочие характеристики) и другое; приемлемая для обеих сторон цена государственного контракта; сроки исполнения государственного контракта; права, обязанности и ответственность сторон. В то же время, на что обращает внимание В.В. Витрянский , законодатель, в ряде случаев прямо назвав существенные условия договора, предусмотрел диспозитивные нормы на случай отсутствия соответствующих пунктов в договоре (ст. 337 - 339 ГК). Очевидно, что если сторонами не определено данное условие в тексте договора, то оно определяется диспозитивной нормой (правило, установленное п. 4 ст. 421 ГК) и, следовательно, считается согласованным сторонами.
--------------------------------
См.: Витрянский В.В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. 1998. N 7. С. 10.

Также стороны обязаны согласовать условия, которые названы в законе или ином правовом акте как необходимые для договоров данного вида. Под необходимыми условиями обычно понимают условия, определенные законом, иным правовым актом как видообразующие признаки для данного вида договоров . Так, в число обязательных к согласованию и тем самым существенных условий в государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд включены наряду с другими: объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты труда, способы обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК). В соответствии с п. 3 ст. 607 ГК в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Необходимым и существенным условием договора купли - продажи имущественных прав (уступки имущественных прав) является условие о перемене (безусловной замене) лица в обязательстве, если иное не предусмотрено законом. Указанное положение следует из анализа главы 24 ГК, в соответствии с которой уступка права требования является одной из форм перемены лица в обязательстве. Так, Президиумом ВАС РФ рассматривался спор, предметом которого являлось требование о признании недействительным договора уступки права требования, по которому МП "Горводоканал" уступило ИЧП "ФПК Столица" право требования с истца задолженности за оказанные ему услуги. Размер задолженности подтверждался актами сверки. Впоследствии к договору об уступке права требования сторонами было подписано дополнительное соглашение, из содержания которого видно, что через 60 дней после поступления на расчетный счет нового кредитора сумма долга за вычетом 10-процентного вознаграждения подлежит возврату кредитору, уступившему право требования. Президиум ВАС констатировал, что переуступивший право требования кредитор из обязательства не выбывает. Оставаясь правообладающим лицом, он изменяет лишь фактический источник получения долга. Между тем согласно параграфу 1 главы 24 ГК уступка требования предполагает безусловную замену лица в обязательстве. Правила уступки права требования не могут быть применены к рассматриваемому договору и потому, что обязательство, неисполнение которого явилось основанием для его заключения, носит длящийся характер. В нем сохраняется тот же состав лиц и основания возникновения правоотношений между ними. Поскольку основное обязательство не прекратилось, не может быть произведена и уступка права требования по нему .
--------------------------------
См.: Витрянский В.В. Указ. соч. С. 9; Груздев В. Состав и существо договорных обязательств сторон // Хозяйство и право. 1999. N 7. С. 93.
Постановление Президиума ВАС РФ от 10 сентября 1996 г. N 1617/96 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 11. С. 76.

Большинство заключаемых воинскими частями договоров являются возмездными и, естественно, одним из основных видообразующих признаков таких договоров выступает цена. Приведу пример из арбитражной практики. К воинской части был предъявлен ОАО иск о взыскании задолженности за поставленную продукцию по договорам поставки. Воинская часть требований не признала, так как истец в соответствии с Договором об уступке права требования уступил право требования к воинской части в объеме и на условиях, предусмотренных договорами поставки, ЗАО. Истец заявил, что он не утратил право требования к воинской части, так как заключенный им Договор об уступке права требования является безвозмездным (цена уступки права требования не установлена) и, следовательно, ничтожным как не соответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК). Арбитражный суд требования истца удовлетворил, обосновав правильность довода истца о том, что Договор об уступке права требования является ничтожным, следующим: "безвозмездная уступка права требования является ничем иным как договором дарения, а согласно пункту 4 статьи 575 ГК не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в отношениях между коммерческими организациями. Следовательно, указанный договор уступки права требования в силу ст. 168 ГК является ничтожной сделкой". Договор уступки права требования на сумму, превышающую пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, должен являться ничем иным как договором купли - продажи имущественных прав (п. 4 ст. 454 ГК), существенным условием которого является цена.
Обычно цена устанавливается соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК) или в предусмотренных законами случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Если цена не предусмотрена в тексте договора, применяется правило, установленное п. 3 ст. 424 ГК: в указанном случае, а также, когда цена не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. В п. 54 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 отмечается, что при этом наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК). Оферта должна содержать все существенные условия договора (абзац 2 п. 1 ст. 435 ГК). Все включенные в оферту условия, а также условия для договоров данного вида, установленные в законах и иных правовых актах диспозитивными нормами, должны быть согласованы стороной (сторонами), которой адресована оферта, и, следовательно, являются существенными. Акцепт, т.е. согласие другой стороны о принятии оферты, должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК), в противном случае договор считается незаключенным. Так в п. 1 письма ВАС РФ от 19 августа 1994 г. N С1-7/ОП-587 отмечается, что если в предложении заключить договор купли - продажи не содержались существенные условия, либо другая сторона, не сообщив о намерении заключить договор, начала его исполнять на иных условиях, чем было указано в предложении стороны, и арбитражный суд при исследовании всех обстоятельств дела не смог установить намерения сторон по этим существенным условиям, либо другая сторона не согласилась с предложенными условиями (не сообщила о принятии или отклонении предложения заключить договор) и начала исполнять его на иных условиях, чем указано в предложении стороны, договор нельзя считать заключенным.
Протокол разногласий на проект договора, содержащий новую редакцию условий договора, дополнительные условия или устраняющий действие условий договора, в соответствии со ст. 443 ГК является ничем иным как новой (встречной) офертой, акцепт которой также должен быть полным и безоговорочным. Споры о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами, подведомственны арбитражному суду (п. 2 ст. 22 АПК) . При этом необходимо обратить внимание на статью 445 ГК, регламентирующую порядок заключения договора в обязательном порядке (сроки направления другой стороне извещения об акцепте, отказе от акцепта либо об акцепте оферты на иных условиях). Так, при заключении договора на поставку продукции для федеральных нужд у поставщика и покупателя возникли разногласия по цене, которая согласно законодательству определялась соглашением сторон. Арбитражный суд, на разрешение которого были переданы эти разногласия, предложил сторонам согласовать их. Поскольку стороны не пришли к соглашению о цене на подлежащую поставке продукцию, арбитражный суд признал договор незаключенным, а возникающие разногласия по цене - неподведомственными арбитражному суду. ВАС РФ указал, что согласно ГК договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Цена по договору поставки является существенным условием. Однако в данном случае договор подлежал заключению в обязательном порядке. Поэтому в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации все разногласия, возникшие при заключении такого договора, в том числе разногласия по цене, подлежали рассмотрению арбитражным судом по существу .
--------------------------------
См.: Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров (приложение к письму ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14).
См.: п. 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с установлением и применением цен (приложение к письму ВАС РФ от 20 марта 1995 г. N С1-7/ОП-159).

Нередко у должностных лиц военных организаций возникают вопросы при согласовании условий публичного договора. При проверке проекта публичного договора (услуги связи, энергоснабжения и др.) необходимо помнить, что его условия, включая цену товаров, работ и услуг, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК). Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что нередко такие публичные договоры являются договорами присоединения, т.е. их условия определены в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты военной организацией не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК).
5. Условия об ответственности сторон по договору за неисполнение (ненадлежащее исполнение) взятых на себя обязательств.
В случае неисполнения (ненадлежащего) исполнения обязательств по договору должник несет перед кредитором ответственность, предусмотренную законом, иными правовыми актами или договором (ст. 393 ГК). Условие об ответственности сторон, по общему правилу, не является существенным условием договора, за исключением случаев, установленных законами, иными правовыми актами , или когда относительно этого условия по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Тем не менее, формулирование условия об ответственности сторон в тексте договора, по мнению автора, является важным элементом защиты экономических интересов военной организации. Большинство норм гражданского законодательства, предусматривающих ответственность сторон за нарушение взятых на себя обязательств по договору, являются диспозитивными, то есть стороны могут своим соглашением исключить применение такой нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней (п. 4 ст. 421 ГК). Юрисконсульт должен проверить, предусмотрена ли в проекте договора ответственность контрагента за возможные нарушения и определены ли конкретные размеры этой ответственности. Ответственность же военной организации следует ограничить. В частности, автор рекомендует формулировать условие об ответственности военной организации - учреждения за просрочку платежа с оговоркой: "за исключением случаев, когда просрочка платежа вызвана несвоевременным (недостаточным) финансированием военной организации со стороны вышестоящего довольствующего органа Министерства обороны Российской Федерации". По существу, эта оговорка конкретизирует применительно к конкретному случаю норму п. 1 ст. 401 ГК, в соответствии с которой лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства .
--------------------------------
Например, см.: ст. 12 Порядка подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 1995 г. N 594).
О доказательстве наличия таких обстоятельств см.: Терешкович С.В. Некоторые вопросы, связанные с исполнением воинскими частями денежных обязательств // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 4. С. 42.

6. Условия о порядке разрешения споров.
Формулируя указанное условие в тексте договора, стороны определяют порядок и последовательность разрешения споров, возникающих при исполнении, изменении условий, расторжении данного договора. По общему правилу, споры разрешаются путем переговоров по взаимному согласию сторон . При недостижении согласия любая из сторон по хозяйственному договору имеет право передать спор на разрешение в арбитражный суд (ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК).
--------------------------------
См.: Сергеев В.И. Внесудебные способы разрешения хозяйственных споров (практические рекомендации предпринимателям) // Юрист. 1999. N 11. С. 31 - 37.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с подп. 5 ст. 87 АПК арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договоров. После принятия АПК обязательный (досудебный) претензионный порядок урегулирования споров сохранился лишь для некоторых договоров (ст. ст. 5 и 10 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 5 мая 1995 г.). К ним относятся договоры перевозки и договоры на оказание услуг связи (ст. 797 ГК, ст. ст. 403 - 407 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, ст. 38 Федерального закона "О связи", ст. ст. 134 - 141 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, ст. ст. 124 - 128 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 158 - 164 Устава автомобильного транспорта РСФСР, ст. ст. 216 - 226 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР). При составлении проектов таких договоров целесообразно указать в тексте на обязательный (досудебный) претензионный порядок урегулирования споров со ссылкой на соответствующий нормативный акт.
Стороны могут самостоятельно предусмотреть в договоре досудебный претензионный порядок урегулирования споров. Автор поддерживает мнение военных юристов, отмечающих определенное преимущество досудебного претензионного порядка урегулирования споров по сравнению с рассмотрением споров арбитражным судом и рекомендующих военным организациям обязательно предусматривать такой порядок в заключаемых ими договорах . Юрисконсульту в подобном случае следует обратить внимание на такие моменты, как: предусмотрено ли сторонами, какие документы должны прилагаться к претензии, сроки подачи претензии и ответа на нее. Если истец не представит в арбитражный суд документы, подтверждающие соблюдение досудебного претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено договором, судья в соответствии с подп. 6 ст. 108 АПК возвратит исковое заявление и приложенные к нему документы.
--------------------------------
См.: Кулик Ф.А., Смирнов М.В. О некоторых рекомендациях по ведению претензионной и исковой работы в военных организациях // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 4. С. 42.

По соглашению сторон спор, вытекающий из отношений по договору и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда (ст. 23 АПК). Арбитражная практика исходит из того, что в соглашении (оговорке в договоре) о передаче спора третейскому суду должны содержаться сведения о том, какому конкретно постоянно действующему третейскому суду будет поручено третейское разбирательство, либо о том, что стороны самостоятельно создадут третейский суд для рассмотрения конкретного спора . Если имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче данного спора на разрешение третейского суда и возможность обращения к третейскому суду не утрачена и если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в арбитражном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда, арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения (подп. 2 ст. 87 АПК). Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 265 создан постоянно действующий Третейский суд Министерства обороны Российской Федерации (далее - Третейский суд) и предусмотрено создание по мере необходимости внештатных Третейских судов округов, округов ПВО, флотов. В соответствии с п. 14 Положения о постоянно действующем Третейском суде Министерства обороны Российской Федерации (утверждено указанным Приказом Министра обороны Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 154; далее - Положение) в Третейский суд для разрешения экономических споров могут обращаться военные организации Министерства обороны Российской Федерации независимо от суммы и основания иска с ограничениями, установленными п. 17 Положения. В то же время из анализа ст. 72 Положения следует, что Третейский суд может рассматривать также споры, где одной из сторон является организация, не входящая в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. По общему правилу, иски принимаются Третейским судом к рассмотрению при наличии письменного соглашения сторон о рассмотрении спора Третейским судом. Автор рекомендует соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение в Третейский суд предусматривать непосредственно в соответствующем условии договора.
--------------------------------
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27 февраля 1996 г. N 5278/95.

К преимуществам рассмотрения споров в Третейском суде относятся:
- оперативность разрешения споров.
В соответствии с п. 58 Положения решение Третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. При наличии вступившего в законную силу принятого по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решения Третейского суда арбитражный суд прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда, возвратил дело на новое рассмотрение в Третейский суд, принявший решение, но рассмотрение дела в том же Третейском суде оказалось невозможным (подп. 3 ст. 85 АПК);
- исковые заявления не облагаются государственной пошлиной.
Особенно это актуально для военных организаций, которые не являются государственными учреждениями и не освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах;
--------------------------------
В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

- третейский сбор, взыскиваемый с организаций, не входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации , по своим размерам (п. 74 Положения) меньше установленных законом размеров государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
--------------------------------
По мнению автора, п. 72 Положения, устанавливающий взыскание третейского сбора при рассмотрении исковых заявлений с участием хозяйственных структур и других организаций, не входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, сформулирован крайне неудачно. Указанная норма допускает возможность различного ее толкования. Первое: если одной из сторон рассматриваемого Третейским судом спора является организация, не входящая в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - организация), то независимо от того, кто подает исковое заявление, с него взыскивается третейский сбор. Второе (его придерживается автор): третейский сбор взыскивается с организации, подающей исковое заявление (заявляющей самостоятельные требования на предмет спора). Третье: третейский сбор взыскивается, когда исковое заявление подается совместно несколькими истцами, одним из которых является организация. Неопределенность формулировки п. 72 Положения неизбежно будет вызывать трудности при его применении на практике.

Если в проекте договора предусмотрено, что спор при недостижении сторонами согласия передается на рассмотрение в арбитражный суд, следует обратить внимание на ст. 30 АПК, в соответствии с которой подсудность, установленная в ст. 25 ("Предъявление иска по месту нахождения ответчика") и ст. 26 ("Подсудность по выбору истца"), может быть изменена по соглашению сторон. Автор рекомендует, воспользовавшись приведенной нормой, изменить установленную законом территориальную и альтернативную подсудность, указав в договоре, что при недостижении согласия спор передается на рассмотрение в арбитражный суд по месту нахождения военной организации. Таким образом, военная организация гарантирует себе минимальные расходы, связанные с явкой ее представителей в арбитражный суд, что особенно актуально, когда договор заключается с юридическим лицом, находящимся в другом населенном пункте.
Нередко в проектах государственных контрактов, договоров на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд можно встретить оговорку, что поставщик, исполнитель отказывается от обращения в арбитражный суд в случае несвоевременного исполнения заказывающим управлением Министерства обороны Российской Федерации, военной организацией, выступающей в качестве покупателя, своей обязанности по оплате поставленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Такая оговорка неправомерна и не может быть реализована на практике. В соответствии с п. 2 ст. 9 ГК отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
7. Структура договора.
Действующим законодательством не определены требования к структуре договора. Стороны определяют ее по взаимному согласию. Обычно договор включает: преамбулу, статьи, в которых формулируются условия договора, заключительную часть договора (юридические адреса сторон, банковские реквизиты, место для подписи органов или полномочных должностных лиц, место для печатей организаций, заключающих договор), приложения к договору.
В юридической литературе обычно выделяют два принципа размещения статей договора :
--------------------------------
Например, см.: Калачева С.А., Пустозерова В.М., Сиротина И.А. Договор. М.: Приор, 1998. С. 15.

а) сначала помещаются статьи, содержащие существенные условия договора. Затем помещаются статьи, излагающие несущественные условия договора;
б) статьи располагаются в такой последовательности, в которой стороны будут исполнять договор.
При составлении проекта договора разработчики могут широко использовать рекомендательные акты. Так, в частности, в Руководстве по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации приведен рекомендуемый перечень статей такого договора (ст. 18):
- определения;
- наименование предмета договора - изложение задания заказчика в общей форме в тексте договора и детализация в приложениях;
- стоимость предмета договора;
- сроки начала и завершения работ по договору;
- порядок и условия расчетов и платежей;
- обязательства сторон по договору;
- производство работ;
- приемка работ;
- поручительство и гарантии по договору;
- меры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- порядок разрешения споров;
- условия и порядок изменения и расторжения договора.
Главное, на что обращает внимание юрисконсульт: договор должен содержать ответы на все вопросы, могущие возникнуть в процессе его исполнения.
8. Приложения к договору.
Неотъемлемой частью договора являются приложения к нему, которые должны быть подписаны или начальником военной организации (руководителем юридического лица - контрагента), или должностным лицом, чьи полномочия на подписание приложений к договору должны быть удостоверены в доверенности, подписанной начальником военной организации (полномочным органом юридического лица). Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14 октября 1997 г. N 1506/97 указывается, что истец должен был знать, что лицо, подписавшее протокол согласования цены, в силу закона должно иметь на то письменное полномочие. Доказательств наличия такого полномочия в деле не имеется. Кроме того, ответчик представил в суд в качестве доказательства направленное ранее письмо к истцу, в котором просил последнего считать договор незаключенным ввиду недостижения соглашения о цене. Так как договор является возмездным, условие о цене является существенным. При указанных обстоятельствах суд обоснованно признал договор незаключенным . Подписи лиц, подписавших приложения, обычно скрепляются печатями организаций.
--------------------------------
Вестник ВАС РФ. 1998. N 2. С. 57.

Нередко именно в приложениях указываются существенные условия договора. Например, цена продукции, общая стоимость договора в Протоколе согласования цены, сроки исполнения обязательств в Ведомости исполнения, Квартальных заданиях, ассортимент товара в Спецификациях. В ряде случаев законодатель прямо называет все приложения существенным условием договора. Характерным примером являются техническая документация и смета для договора строительного подряда (п. 1 ст. 743 ГК). Юрисконсульт должен проверить содержание приложений на предмет соответствия действующему законодательству и условиям, которые изложены непосредственно в тексте договора. Практика свидетельствует, что нередко разработчики проекта договора ссылаются в тексте договора на несуществующие приложения, указывают иные их названия; цена, другие условия, указанные в договоре, не соответствуют условиям, указанным в приложениях; в приложении не находит отражение условие, на которое есть ссылка в тексте договора, и др.
В заключение хотелось бы изложить некоторые общие рекомендации:
- проект договора должен быть напечатан (на печатной машинке, принтером) на одной стороне бумаги форматом А4. Если проект договора передан посредством электронной, телетайпной, иной связи, необходимо проверить доказательства того, что документ действительно исходит от стороны по договору. Шрифт должен быть четким, легко читаемым;
- проверяйте проект договора в присутствии его разработчика (если проект договора поступил от контрагента - в присутствии представителя заинтересованной службы (заинтересованного должностного лица), который мог бы пояснить неясные моменты);
- внимательно проверяйте текст на наличие орфографических и пунктуационных ошибок, в нем не должно быть зачеркиваний и помарок;
- не допускайте, чтобы одно и то же лицо в проекте договора именовалось по-разному (например, то поставщик, то исполнитель);
- исключите возможность двойного толкования условий договора;
- поставьте свою подпись на обороте каждого листа завизированного Вами проекта договора в целях исключения возможной подмены листов.

"Право в Вооруженных Силах", 2000, N 2
"Право в Вооруженных Силах", 2000, N 3


Задать вопрос юристу
Более подробную информацию о юридических услугах нашей компании Вы можете получить по телефонам:
  • В г.Тюмени+7(3452) 61-97-90
  • В г.Москве +7(495) 258-07-91
  • В г.Ханты-Мансийске: +7(3467) 900-007
Вы можете задать вопрос непосредственно генеральному директору Юридической фирмы «Правовые консультанты» по email: info@arbitr-hmao.ru

Вы также можете воспользоваться этой формой отправки вопросов, чтобы узнать о стоимости и порядке оказания юридических услуг. Предварительное консультирование проводится бесплатно

Заказать обратный звонок X
*Имя
*Телефон
E-mail
Ваш вопрос